Гармония
Программа занятий
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по развитию готовности к школьному обучению «Гармония» создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Правительства КО от 20.07.2020 № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области».
- Распоряжение министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил ПФДО детей на территории Кировской области».
- Постановление администрации г. Кирова от 12.05.2014г № 1926-П Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 51» города Кирова.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Актуальность:
В настоящее время современный федеральный государственный образовательный стандарт направляет деятельность специалистов образовательных организаций в сторону психологизации отношений субъектов образовательного процесса: детей и родителей, определяет целевые ориентиры психолого-педагогических и воспитательных воздействий. ФГОС обязует создавать социальную ситуацию развития для участников образовательных отношений, образовательную среду, которая:
- способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает полноценное развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям;
- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Однако под влиянием неблагоприятных социально-психологических и биологических факторов, таких как: ухудшение материально-экономического положения людей, неблагоприятная экологическая обстановка, нестабильность в семейных взаимоотношениях увеличивают численность проявлений психологических рисков в развитии детей, появлению психологических трудностей.
У современных детей вне зависимости от характера психологических трудностей зачастую не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция; сбивается психосоматический баланс, ребенок быстро истощается; наблюдается чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность. Недостаточно сформирован базовый познавательный репертуар (сужен объем и избирательность восприятия (тактильного, зрительного или слухового) и памяти; страдает фонетико-фонематический анализ и синтез; дефицитарны пространственные представления и алгоритмы мышления. Кроме того, психолого - педагогичсекий анализ позволяет судить о недостаточном уровне развития коммуникативных, рефлексивных навыков, сформированности самосознания, эмоционально-волевой сферы.
Родители часто оказываются в ситуации, когда сами нуждаются в получении эффективной психологической или психолого-педагогической помощи, расширяющей образовательный и поведенческий репертуар воспитательных и развивающих воздействий на ребенка; способствующей снятию психоэмоционального напряжения, преодолению негативных чувств и эмоций, поиску ресурсов для преодоления той или иной психологической проблемы или решения вопроса.
Данные факторы обостряют чувствительность, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к увеличению численности детей с недостаточно сформированными компонентами психологической готовности к школьному обучению, снижению адаптационных ресурсов личности ребенка к моменту поступлению в школу. Вместе с тем, требования к ребенку со стороны родителей, школы растут.
Тем самым, усиливается потребность в психолого-педагогической поддержке и сопровождении детей в развитии психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной, социально-психологической.
Значимость программы для региона: значимость программы актуальна повсеместно, вне зависимости от региона.
Отличительные особенности программы:
Занятия по программе проходят в увлекательной игровой форме в качестве своеобразного путешествия, в результате которого дети осуществляют практическую деятельность. Часть практической деятельности связана с выполнением заданий в интерактивной тетради. Поисковый характер заданий способствуют накоплению полученных знаний и выводов в личном альбоме достижений (Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет и Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет). Между содержанием модулей первого и второго года обучения существует преемственность.
Особенности замысла программы способствуют реализации развивающих, воспитательных и обучающих задач, затрагиваются компоненты психологической готовности к школьному обучению: мотивационная, социально-личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная
Особенности реализации программы содержат условия для диагностики, коррекции и развития школьной готовности на основе психолого-педагогического, нейропсихологического, арт-терапевтического и других подходов.
Учебно-тематический план в каждый год реализации программы делиться на 2 блока.
1 блок представляет собой цикл занятий, где основным механизмом развития является синтез дыхательных техник, нейроигр, упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, мышления, воображения, графомоторных навыков, саморегуляции и контроля, пространственных представлений, общей осведомленности об окружающем, навыков общения и взаимодействия.
2 блок затрагивает социально-личностное и эмоционально-волевое развитие ребенка через инструменты сказко- и арт-терапевтического подходов.
Структура игровых занятий подчинена достижению идеи единства эмоционального, интеллектуального и телесного благополучия ребенка, что и послужило основой названия программы - «Гармония».
Тем самым, программа строится с учетом его возрастных особенностей и потребностей в процессе разнообразных видов активной деятельности (преимущественно игровой), где происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых учебных задач.
Идеи программы соответствуют условиям, обозначенных в тексте федеральных стандартов как необходимых для реализации основных целей и задач по развитию и воспитанию детей, в числе которых:
формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
Новизна:
Практическая новизна состоит в появлении новой художественной линейки историй на школьную тематику, расширяющую кругозор ребенка, развивающая эрудицию, эмоциональный и социальный интеллект. Программа дополнена методическим пособием: Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет и Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет. Данный альбом представляет собой продукт накопления полученных знаний и компетенций ребенка, а также представляет собой систему заданий по каждой теме. Задания имеют сюжетную линию, имеют игровой компонент, а не являются «голым» набором упражнений. Программа дополнена авторской интерактивной тетрадью для осуществления практической деятельности. Тетрадь содержит современный формат информационной поддержки педагогов и родителей в соцсетях, облегчающий реализацию программы. В каждой теме занятий интерактивной тетради есть QR-код, наведя на который ведущий образовательный процесс взрослый получает доступ к дополнительной информации по теме в виде содержания коммуникативных игр, дыхательных техник, психомоторных упражнений, пальчиковых игр, способствующих развитию ребёнка и придающий занятиям интересный игровой и поисковый формат.
Данные интерактивные тетради и «Альбомы» понятны и доступны для реализации педагогам, психологам детских садов, центров развития, а также доступны для понимания и выполнения родителями с ребенком или ребенком самостоятельно.
Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 5 до 7 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым.
Количество детей в группе - 15 человек, количество групп - 2.
Возможно деление детей на подгруппы.
Объем программы: количество занятий -144, количество часов 66 (72*25 мин. старшие группы и 72*30 мин. подготовительные группы)
Срок освоения: 72 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года), всего 2 года.
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Особенности организации образовательного процесса: форма реализации образовательной программы – традиционная, с использованием интерактивной формы; организационные формы обучения: групповые, подгрупповые.
Режим занятий: два раза в неделю по 25 мин. – старшая группа (5-6 лет), 30 мин. – подготовительная группа (6-7 лет).
Цель программы: развитие психологической готовности к школьному обучению детей 5-7 лет.
Задачи:
Обучающие:
- расширять представления и ориентировку ребенка в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире;
-обучать способам осуществления мыслительных операций;
-обучать приемам саморегуляции и самоконтроля;
-обучать способам конструктивного проявления эмоций, выражения чувств и мыслей;
-познаомить с базовыми нормами и правилами поведения в школе.
Развивающие:
- способствовать формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению через развитие познавательных процессов (восприятие память, воображение, мышление, внимание);
- способствовать формированию эмоционально-волевой готовности через развитие произвольности психических процессов, саморегуляции, контроля; развитие способности выражать свои эмоции и чувства приемлемым способом;
- способствовать личностной готовности к школьному обучению через формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, принятие роли будущего ученика;
- способствовать формированию социально-психологической готовности через развитие эмоционального интеллекта (отзывчивость, эмпатия), коммуникативных навыков, ориентировки в мире школьных норм и правил.
- способствовать формированию мотивационной готовности к школьному обучению через развитие позитивного отношения к обучению, развитие любознательности и активности;
- развивать творческие способности дошкольников
Воспитательные:
- воспитывать у детей позитивные качества личности и проявления поведения по отношению к взрослым и детям;
-воспитывать школьно-значимые качества личности для успешной коммуникации и адаптации обществе.
Основные принципы обучения:
-диалогичности;
-гуманности;
- индивидуального подхода;
- системности проводимых мероприятий;
-доступности и последовательности предлагаемого материала;
-поощрения любых достижений ребенка;
-опоры на наглядность;
-сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля;
- учета и удовлетворения потребности в двигательной активности;
- учета актуальности для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;
- учета ведущего вида деятельности - игровой как формы организации занятий;
- предъявления к детям соизмеримых с их возможностями требований;
- знания и учета индивидуальных особенностей каждого участника программы в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.);
-нейропсихологический подход в диагностико-коррекционных мероприятиях.
Планируемые результаты освоения ДОП:
Личностные результаты
- Расширение представлений и ориентировки ребенка в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире.
- Сформированность «внутренней позиции школьника».
- Сформированность мотивов предстоящей учебной деятельности.
- Развитие познавательных процессов (восприятие, память, воображение, мышление, внимание) соответствуют готовности к школьному обучению (с учетом нервно-психических особенностей ребенка).
- Увеличение способности к самоконтролю и саморегуляции
- Приобретение способности выражать себя в творчестве
- Сформированность психологической готовности к школьному обучению
Метапредметные результаты
- Формирование коммуникативной компетенции (умение слышать и воспринимать групповую инструкцию, поддержать диалог, умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми).
- Формирование познавательной компетенции: знание способов развития внимания, памяти, мышления для самостоятельной организации собственной учебной деятельности; способов осуществления мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, причинно-следственные связи); ориентировка в мире школьных правил и норм поведения.
- Развитие регулятивных компетенций: проявление способностей к планированию и организации деятельности, улучшение навыков самоконтроля и саморегуляции, приобретение знаний и практических способов конструктивного проявления эмоций, выражения чувств и мыслей; проявление отзывчивости, эмпатии, способности конструктивно выстраивать общение; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Предметные результаты
- ребенок имеет представления об основных школьных правилах поведения, об атрибутах школьной образовательной среды;
- имеет ориентировку в мире отношений учеников к урокам и знаниям, учителю и ученикам;
- имеет базовую ориентировку в своем внутреннем мире, знает, называет, соотносит базовые эмоции;
- имеет базовую ориентировку в жизненных ценностях, социально-одобряемых чертах личности и характере;
- знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
- знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
- самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);
- устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям;
- считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
- называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
- соотносит цифру (0-9) и количество предметов;
- составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -, =);
- различает величины: длину, ширину, высоту;
- различает, называет: круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их сравнение.
- ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
- умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц);
- знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;
- сформированы базовые графические навыки и навыки зрительно-моторной координации;
- умение решать простые логические задачи.
Комплекс организационно-педагогических условий
Квалификация специалиста: программу реализует педагог-психолог
При подготовке конкретного занятия специалист должен:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний – умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть форму организации занятий в виде игровой деятельности.
Требования к помещению: помещение, достаточно просторное для подвижных игр, методически и технически оснащенное.
Материально-техническое оборудование
- дидактический материал в виде цветных плакатов, постеров, наборов карточек с иллюстрациями различной тематики;
- классная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления дидактического материала;
- демонстрационный экран и видеозаписи различной тематики;
- аудио-центр (аудиомагнитофон) и аудиозаписи различной тематики;
- куклы-игрушки, куклы-рукавички, персонажи для проведения занятий.
- бумага, канцелярские принадлежности;
- раздаточный материал и печатное пособие;
- мячики «Су-джок», резиновые мячики;
- фасоль, счетные палочки;
- Песочница (или заменитель песка)
- нейротренажеры;
- танграм и его схемы;
- раздаточный материал, интерактивная тетрадь
Нормативная база:
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Инструкция по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в зимнем саду МКДОУ 51 города Кирова (протокол №2 от 11.01.2021г).
Формы аттестации
Контроль освоения материала осуществляется на занятиях во время дидактических игр, викторин, во время выполнения заданий.
Форма работы: фронтальная и подгрупповая
Методическое обеспечение
Методы и приемы:
Игры и упражнения на развитие психических функций: внимания, мышления, воображения, памяти, речи, межполушарного взаимодействия, произвольной саморегуляции, планировании и контроля, самооценки.
Игры и упражнения, направленные на преодоление эмоционально-поведенческих трудностей (страхов, тревожности, агрессии, застенчивости, низкой самооценки и других).
Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие самосознания.
Игры и упражнения, направление на развитие крупной и мелкой моторики.
Дыхательные упражнения и техники.
Массаж, самомассаж.
«Гимнастика мозга» П.Дэннисон, Г. Дэннисон.
Рисуночные и двигательные экспрессивные техники.
Элементы сказкотерапии и арт-терапии.
Нейротренажеры.
Методическое обеспечение в виде интерактивной тетради «Путешествие на планету Разумница» (для детей 5-6 лет), Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет ; интерактивная тетрадь «Уроки планеты Разумница. Истории Р-класса», Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет.
Литература
- Гимнастика мозга / Brain Gym Перевод книги "Brain Gym: Teacher's Edition." Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010 . - http://stf-smtu.ru/index.php?id=99&Itemid=141&option=com_content&view=article
- Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Тренинг в сказкотерапии » [Текст]/ Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010.
- Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. -208 с.
- Сакович, Н. А. Практика сказкотерапии [Текст]/ Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
- Семенович, В.А. Нейропсихологическая профилактика и коррекция детей »
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ СФЕРА
- Фопель К.Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
- Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:Практическое пособие/4ч.-М.:Генезис, 1999.-160с.
- Хухлаева О. В.Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»