Гармония

Педагог-психолог Деньгина Анна Леонидовна.
Педагог-психолог
Деньгина Анна Леонидовна

Программа занятий

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности   по развитию готовности к школьному обучению «Гармония» создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

- Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Приказ МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».

- Постановление   Главного   государственного санитарного врача РФ   от   28.09.2020   № 28 «Об   утверждении   санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания   и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Правительства КО от 20.07.2020 № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области».

- Распоряжение министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил ПФДО детей на территории Кировской области».

- Постановление администрации г. Кирова от 12.05.2014г № 1926-П Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский              сад № 51» города Кирова.

 Направленность программы: социально-гуманитарная

Актуальность:

В настоящее время современный федеральный государственный образовательный стандарт направляет деятельность специалистов образовательных организаций в сторону психологизации отношений субъектов образовательного процесса: детей и родителей, определяет целевые ориентиры психолого-педагогических и воспитательных воздействий. ФГОС обязует создавать социальную ситуацию развития для участников образовательных отношений, образовательную среду, которая:

-  способствует охране и укреплению физического и психического здоровья детей;

- обеспечивает полноценное развитие личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям;

- создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

- обеспечивает открытость дошкольного образования;

- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Однако под влиянием неблагоприятных социально-психологических и биологических факторов, таких как: ухудшение материально-экономического положения людей, неблагоприятная экологическая обстановка, нестабильность в семейных взаимоотношениях увеличивают численность проявлений психологических рисков  в развитии детей, появлению психологических трудностей.

У современных детей вне зависимости от характера психологических трудностей зачастую не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция; сбивается психосо­матический баланс, ребенок быстро истощается; наблюдается чрезмерность аффективных реакций и их неуравновешенность. Недостаточно сформирован базовый познавательный репертуар (сужен объем и избирательность восприятия (тактильного, зри­тельного или слухового) и памяти; страдает фонетико-фонематический ана­лиз и синтез; дефицитарны пространственные представления и алгоритмы мышления. Кроме того, психолого - педагогичсекий анализ позволяет судить о недостаточном уровне развития коммуникативных, рефлексивных навыков, сформированности самосознания, эмоционально-волевой сферы.

Родители  часто оказываются в ситуации, когда сами нуждаются в получении эффективной психологической или психолого-педагогической помощи, расширяющей образовательный и поведенческий репертуар воспитательных и развивающих воздействий на ребенка; способствующей снятию психоэмоционального напряжения, преодолению негативных чувств и эмоций, поиску ресурсов для преодоления той или иной психологической проблемы или решения вопроса.

Данные факторы обостряют чувствительность, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к увеличению численности детей с недостаточно сформированными компонентами психологической готовности к школьному обучению, снижению адаптационных ресурсов личности ребенка к моменту поступлению в школу. Вместе  с тем, требования к ребенку со стороны родителей, школы растут.

Тем самым,  усиливается потребность   в психолого-педагогической поддержке и сопровождении детей в развитии психологической готовности к обучению в школе: интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной, социально-психологической.

Значимость программы для региона: значимость программы актуальна повсеместно, вне зависимости от региона.

Отличительные особенности программы:

Занятия по программе проходят в увлекательной игровой форме в качестве своеобразного путешествия, в результате которого дети осуществляют практическую деятельность. Часть практической деятельности связана с выполнением заданий в интерактивной тетради.  Поисковый характер заданий способствуют накоплению полученных знаний и выводов в личном альбоме достижений (Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет и Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет). Между содержанием модулей первого и второго года обучения существует преемственность.

Особенности  замысла программы способствуют реализации развивающих, воспитательных и обучающих задач, затрагиваются компоненты психологической готовности к школьному обучению: мотивационная, социально-личностная, эмоционально-волевая, интеллектуальная

Особенности реализации программы содержат условия для диагностики, коррекции   и развития школьной готовности на основе психолого-педагогического, нейропсихологического, арт-терапевтического  и других подходов.

Учебно-тематический план в каждый год реализации программы делиться на 2 блока.

1 блок представляет собой цикл занятий, где основным механизмом развития является  синтез дыхательных техник, нейроигр, упражнений на развитие межполушарного взаимодействия, внимания, памяти, мышления, воображения, графомоторных навыков, саморегуляции и контроля, пространственных представлений, общей осведомленности об окружающем, навыков общения и взаимодействия.

2 блок  затрагивает социально-личностное и эмоционально-волевое развитие ребенка через инструменты сказко- и арт-терапевтического подходов.

Структура игровых занятий подчинена достижению идеи единства эмоционального, интеллектуального и телесного благополучия ребенка, что и послужило основой названия программы - «Гармония».

Тем самым, программа строится с учетом его возрастных особенностей и потребностей в процессе разнообразных видов активной деятельности (преимущественно игровой), где происходит зарождение важнейших новообразований развития, подготавливающих к выполнению новых учебных задач.

Идеи программы  соответствуют условиям, обозначенных в тексте федеральных стандартов как необходимых для реализации основных целей и задач по развитию и воспитанию детей,  в числе которых:

формирование и поддержка положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.

Новизна:

Практическая новизна состоит в появлении новой художественной линейки историй на школьную тематику, расширяющую кругозор ребенка, развивающая эрудицию, эмоциональный и социальный интеллект. Программа дополнена методическим пособием: Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет и Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет. Данный альбом представляет собой продукт накопления полученных знаний  и компетенций ребенка, а также представляет собой систему заданий по каждой теме. Задания имеют сюжетную линию, имеют игровой компонент, а не являются «голым» набором упражнений. Программа дополнена авторской интерактивной тетрадью для осуществления практической деятельности. Тетрадь содержит современный формат информационной поддержки педагогов и родителей в соцсетях, облегчающий реализацию программы. В каждой теме занятий интерактивной тетради есть QR-код, наведя на который ведущий образовательный процесс  взрослый получает доступ к дополнительной информации по теме в виде содержания коммуникативных игр, дыхательных техник, психомоторных упражнений, пальчиковых игр, способствующих развитию ребёнка и придающий занятиям интересный игровой и поисковый формат.

Данные интерактивные тетради и «Альбомы» понятны и доступны для реализации педагогам, психологам детских садов, центров развития, а также доступны для понимания и выполнения родителями с ребенком или ребенком самостоятельно.

Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 5 до 7 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым.

Количество детей в группе - 15 человек, количество групп - 2.

Возможно деление детей на подгруппы.

Объем программы: количество занятий -144, количество часов 66 (72*25 мин. старшие группы и 72*30 мин. подготовительные группы)

Срок освоения: 72 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года), всего 2 года.

Форма обучения: очная

Уровень программы: стартовый (ознакомительный)

Особенности организации образовательного процесса: форма реализации образовательной программы – традиционная, с использованием интерактивной формы; организационные формы  обучения: групповые, подгрупповые.

Режим занятий: два раза в неделю по  25 мин. – старшая группа (5-6 лет), 30 мин. – подготовительная группа (6-7 лет).

Цель программы: развитие психологической готовности к школьному обучению  детей 5-7 лет.

Задачи:

Обучающие:

- расширять представления и  ориентировку ребенка в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире;

-обучать способам осуществления мыслительных операций;

-обучать приемам саморегуляции и самоконтроля;

-обучать способам конструктивного проявления эмоций, выражения чувств и мыслей;

-познаомить с базовыми нормами и правилами поведения в школе.

Развивающие:

- способствовать формированию интеллектуальной готовности к школьному обучению через  развитие познавательных процессов (восприятие память, воображение,   мышление, внимание);

- способствовать формированию эмоционально-волевой готовности через развитие произвольности психических процессов, саморегуляции, контроля; развитие способности выражать свои эмоции и чувства приемлемым способом;

- способствовать личностной готовности к школьному обучению через формирование адекватной самооценки, уверенности в себе, принятие роли будущего ученика;

- способствовать формированию социально-психологической готовности через развитие эмоционального интеллекта (отзывчивость, эмпатия), коммуникативных навыков, ориентировки в мире школьных норм и правил.

- способствовать формированию мотивационной готовности к школьному обучению через развитие позитивного отношения к обучению, развитие любознательности и активности;

- развивать творческие способности дошкольников

Воспитательные:

- воспитывать у детей позитивные качества личности и проявления поведения по отношению к взрослым и детям;

-воспитывать школьно-значимые качества личности для успешной коммуникации  и адаптации обществе.

Основные принципы обучения:

-диалогичности;

-гуманности;

- индивидуального подхода;

- системности проводимых мероприятий;

-доступности и последовательности предлагаемого материала;

-поощрения любых достижений ребенка;

-опоры на наглядность;

-сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля;

- учета и удовлетворения потребности в двигательной активности;

- учета актуальности для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.;

- учета ведущего вида деятельности  - игровой как формы организации занятий;

- предъявления к детям соизмеримых с их возможностями требований;

- знания и учета индивидуальных особенностей каждого участника программы  в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т.п.);

-нейропсихологический подход в диагностико-коррекционных мероприятиях.

Планируемые результаты освоения ДОП:

Личностные результаты

  • Расширение представлений и  ориентировки ребенка в мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире.
  • Сформированность «внутренней позиции школьника».
  • Сформированность мотивов предстоящей учебной деятельности.
  • Развитие познавательных процессов (восприятие, память, воображение,   мышление, внимание) соответствуют готовности к школьному обучению (с учетом нервно-психических особенностей ребенка).
  • Увеличение способности к самоконтролю и саморегуляции
  • Приобретение способности выражать себя в творчестве
  • Сформированность психологической готовности к школьному обучению

Метапредметные результаты

  • Формирование коммуникативной компетенции (умение слышать и воспринимать групповую инструкцию, поддержать диалог, умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач; умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми).
  • Формирование познавательной компетенции: знание способов развития внимания, памяти, мышления для самостоятельной организации собственной учебной деятельности; способов осуществления мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, сериация, причинно-следственные связи); ориентировка в мире школьных правил и норм поведения.
  • Развитие регулятивных компетенций: проявление способностей к  планированию и организации деятельности, улучшение навыков самоконтроля и саморегуляции, приобретение знаний и практических способов конструктивного проявления эмоций, выражения чувств и мыслей; проявление отзывчивости, эмпатии, способности конструктивно выстраивать общение; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Предметные результаты

  • ребенок имеет представления об основных школьных правилах поведения, об атрибутах школьной образовательной среды;
  • имеет ориентировку в мире отношений учеников к урокам и знаниям, учителю и ученикам;
  • имеет базовую ориентировку в своем внутреннем мире, знает, называет, соотносит базовые эмоции;
  • имеет базовую ориентировку в жизненных ценностях, социально-одобряемых чертах личности и характере;
  • знает некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
  • знает характерные признаки времен года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
  • самостоятельно объединяет различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов);
  • устанавливает связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находит части целого множества и целое по известным частям;
  • считает до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
  • называет числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
  • соотносит цифру (0-9) и количество предметов;
  • составляет и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуется цифрами и арифметическими знаками (+, —, -, =);
  • различает величины: длину, ширину, высоту;
  • различает, называет: круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводит их  сравнение.
  • ориентируется в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначает взаимное расположение и направление движения объектов; пользуется знаковыми обозначениями.
  • умеет определять временные отношения (день—неделя —месяц);
  • знает название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года;
  • сформированы базовые графические навыки и навыки зрительно-моторной координации;
  • умение решать простые логические задачи.

Комплекс организационно-педагогических условий

Квалификация специалиста: программу реализует педагог-психолог

При подготовке конкретного занятия специалист должен:

- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний – умений;

- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;

- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;

- предусмотреть форму организации занятий в виде игровой деятельности.

Требования к помещению: помещение, достаточно просторное для подвижных  игр, методически и технически оснащенное.

Материально-техническое оборудование

  • дидактический материал в виде цветных плакатов, постеров, наборов карточек с иллюстрациями различной тематики;
  • классная  доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления дидактического материала;
  • демонстрационный экран и видеозаписи различной тематики;
  • аудио-центр (аудиомагнитофон) и аудиозаписи различной тематики;
  • куклы-игрушки, куклы-рукавички, персонажи     для проведения занятий.
  • бумага, канцелярские принадлежности;
  • раздаточный материал и печатное пособие;
  • мячики «Су-джок», резиновые мячики;
  •  фасоль, счетные палочки;
  • Песочница (или заменитель песка)
  • нейротренажеры;
  • танграм и его схемы;
  •  раздаточный материал,  интерактивная тетрадь

Нормативная база:

Постановление   Главного   государственного санитарного врача РФ   от   28.09.2020   № 28 «Об   утверждении   санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания   и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Инструкция по охране труда и технике безопасности при проведении занятий в  зимнем  саду МКДОУ 51 города Кирова (протокол №2 от 11.01.2021г).

Формы аттестации

Контроль освоения материала осуществляется на занятиях во время дидактических игр, викторин, во время выполнения заданий.

Форма работы: фронтальная и подгрупповая

Методическое обеспечение

Методы и приемы:

Игры и упражнения на развитие психических функций: внимания, мышления, воображения, памяти, речи, межполушарного взаимодействия, произвольной саморегуляции, планировании и контроля, самооценки.

Игры и упражнения, направленные на преодоление эмоционально-поведенческих трудностей (страхов, тревожности, агрессии, застенчивости, низкой самооценки и других).

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, развитие самосознания.

Игры и упражнения, направление на развитие крупной и мелкой моторики.

Дыхательные упражнения и техники.

Массаж, самомассаж.

«Гимнастика мозга» П.Дэннисон, Г. Дэннисон.

Рисуночные и двигательные экспрессивные техники.

Элементы сказкотерапии и арт-терапии.

Нейротренажеры.

Методическое обеспечение в виде интерактивной тетради «Путешествие на планету Разумница» (для детей 5-6 лет), Альбом достижений №1 «Заметки путешественника на планету Разумница» для детей 5-6 лет ; интерактивная тетрадь «Уроки планеты Разумница. Истории Р-класса», Альбом достижений №2 «Заметки Разумного первоклассника» для детей 6-7 лет.

Литература

  • Гимнастика мозга / Brain Gym Перевод книги "Brain Gym: Teacher's Edition." Paul E Dennison and Gail E.Dennison. 2010 . - http://stf-smtu.ru/index.php?id=99&Itemid=141&option=com_content&view=article
  • Зинкевич – Евстигнеева, Т.Д. Тренинг в сказкотерапии »  [Текст]/ Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. -  СПб.: Речь, 2010.
  • Кряжева, Н. Л. Развитие  эмоционального  мира детей.   Попу­лярное   пособие  для   родителей  и  педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. -208  с.
  • Сакович, Н. А.  Практика сказкотерапии  [Текст]/ Под ред. Н. А. Сакович.— СПб.: Речь, 2004.— 224 с.
  • Семенович, В.А. Нейропсихологическая профилактика и коррекция детей »
  • Сиротюк А.Л.        Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ СФЕРА
  • Фопель К.Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. — М.: Генезис, 2003. — 400 с.
  • Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:Практическое пособие/4ч.-М.:Генезис, 1999.-160с.
  • Хухлаева О. В.Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Пси­хологические игры, упражнения, сказки. — М.: Генезис, 2006. — 176 с.
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie