Малышок

Программа занятий

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Малышок» создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

- Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

- Приказ МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».

- Постановление   Главного   государственного санитарного врача РФ   от   28.09.2020   № 28 «Об   утверждении   санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания   и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Направленность программы: социально-гуманитарная

Актуальность

Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Потери в развитии ребёнка, допущенные в данный период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни.

В психологии и педагогике доказаны уникальность, неповторимость и огромное значение раннего возраста для всей последующей жизни человека. Наука в этой области опиралась на работы известных психологов и педагогов: М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, И.М. Кононовой, В.В. Гербовой, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера и др.

Определяющими факторами психического развития ребёнка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность.

Многочисленны исследования показали, что при адекватном общении ребёнка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества, такие как любознательность, творческое воображение, целенаправленность, настойчивость, доверие к людям, уверенность в себе и др. Многое в дальнейшей жизни и характере человека зависит от того, как прошло его раннее детство, насколько полно были реализованы богатейшие возможности этого периода.

Однако на практике обнаруживается недостаточное осознание важности периода раннего возраста жизни человека. Более того, отмечается снисходительное отношение к проблемам данного возраста со стороны родителей.

Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребёнку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Проанализировав программы развития детей раннего возраста, к использованию были приняты следующие программы: «Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений «Кроха» Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева, Г.В. груба, Е.В. Зворыгина, Э.П. Костина, Е.Ф. Терентьева и «Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги» е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. Материалы и разработки авторов этих программ были положены в основу программы «Малышок».

Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 2 до 4 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым.

Количество детей в группе - 15 человек, количество групп – 2.

Возможно деление детей на подгруппы.

Объем программы: количество занятий - 108, количество часов 27 (36*15 мин. -    I младшие группы и 72*15 мин. - II младшие группы):

I младшая группа -  36 занятий (1 занятие в неделю) по 15 минут по одной группе (36*15)/60 мин.= 9 часов в год.

II младшая группа -  72 занятия (2 занятия в неделю) по 15 минут по одной группе (72*15)/60 мин.= 18 часов в год.

Срок освоения: 72 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года), всего 2 года.

Форма обучения: очная

Уровень программы: стартовый (ознакомительный)

Особенности организации образовательного процесса: форма реализации образовательной программы – традиционная, с использованием интерактивной формы; организационные формы  обучения: групповые, подгрупповые.

Режим занятий: один раз в неделю по  15 мин. – I младшая группа (2-3 года), два раза в неделю по 15 мин. – II младшая группа (3-4 лет).

Цель программы: максимальное содействие всестороннему развитию ребёнка раннего возраста

Задачи программы:

  1. Развивать представление о мире, способы познания
  2. Развивать когнитивную сферу
  3. Развивать эмоциональную сферу, в частности чувства, интересы, потребности по отношению к окружающим и к себе
  4. Развивать волевую сферу, в частности способы практического отношения к окружающему в разных видах деятельности, в том числе и способов представления себя другим людям.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- Обеспечение полноценного здоровья и своевременного физического развития малыша

- Обеспечение своевременного нервно-психического развития: восприятия, речи, мышления, положительных эмоций, движения, действий с предметами

- Стимулирование инициативности и активности малыша

- Развитие навыков игровой деятельности

- Развитие навыков непосредственного эмоционального общения

Педагоги:

- Создание атмосферы психологического комфорта в группе

- Обогащение развивающей среды дидактическими пособиями по всестороннему развитию дошкольников

- Повышение грамотности педагогов в вопросах развития детей раннего возраста.

Подведение итогов

Диагностическая карта развития ребёнка третьего года жизни (по таблице «Развитие ребёнка третьего года жизни» Н.М. Аскарина, Т.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт по программе «Кроха» Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева, Г.В. груба, Е.В. Зворыгина, Э.П. Костина, Е.Ф. Терентьева)

Ф.И. ребёнка

Сенсорное развитие и предмет-ная деятель-ность

Общие движения

Игра

Понимание речи

Актив-ная речь

Навыки бытовой деятель-ности

Личност-ное развитие

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1

2

Условные обозначения:

+ - соответствует условно – возрастной норме

- - не соответствует условно – возрастной норме

Этапы работы по программе

На первом этапе внимание направлено на внешнюю сторону действия

На втором этапе ребёнок уже имеет представление о происходящем через наглядно показанное действие и результат. Здесь возникают совместные действия ребёнка с педагогом при широком направляющем педагогическом руководстве. Пояснения становятся обстоятельнее и совпадают по времени с действиями самого ребёнка.

На третьем этапе малыш действует почти самостоятельно. Теперь пояснения более развёрнутые.

На четвёртом этапе дети действуют самостоятельно. Педагог даёт полное, доступное, комментирующее описание всего, что делает ребёнок, побуждая его вступить в речевое общение, откликнуться на слова взрослого.

Если ребёнок не усваивает материал, этапы повторяются.

Типы занятий

Первый тип занятий – ребёнок начинает понимать ход выполнения задания, его цель и может осуществить перенос способа действия в аналогичную ситуацию. Его цель – развивать у детей активное подражание действиям взрослого.

Второй тип занятий – поиск и прогнозирование результата самим ребёнком. Педагог не даёт показ конечного действия и его результата, а поэтапно подводит ребёнка к самостоятельному целенаправленному решению практической задачи.

Третий тип занятий – занятие носит смешанный характер, состоит из элементов первых двух типов.

Руководство педпроцессом

  1. В первой части занятия педагог показывает, как надо делать, а ребёнок повторяет его движения. Во второй части ребёнок активно подражает ему. Затем старается сам действовать с предметом, а педагог помогает ему. В следующей части занятия взрослый показывает дальнейший ход выполнения задания, ребёнок внимательно следит за ним. Так повторяется 2-3 раза.
  2. Выполняя задание, педагог и ребёнок действуют с предметом одновременно. При этом возникает поисковая ситуация и педагог постепенно подводит ребёнка к самостоятельному решению задач.
  3. Ребёнок выполняет действия по аналогии. Ребёнок действует самостоятельно, не зная результата своего действия и оценки его педагогом. Взрослый наблюдает за действиями ребёнка и при необходимости может поставить его в ситуацию более активного самостоятельного поиска решения задачи.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. Кроха: пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. – М.: Просвещение, 2004. – 253 с.
  2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребёнком (период раннего детства). – СПб.: Речь; М., Сфера, 2008. – 176 с.
  4. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром: Кн. Для работников дошк. учреждений. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
  5. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
  6. Теплюк С. Н., Лямина Г. М.,Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie