Весёлый каблучок
Программа занятий
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Конфетти» (далее – Программа) создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Постановление Правительства КО от 20.07.2020 № 389-П «О внедрении системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории Кировской области».
- Распоряжение министерства образования Кировской области от 30.07.2020 № 835 «Об утверждении Правил ПФДО детей на территории Кировской области».
- Постановление администрации г. Кирова от 22.04.2021 № 1042-01-19ДО,
- Устава МКДОУ № 51 г. Кирова.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность программы: дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
В период до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.
В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.
Актуальность данной общеобразовательной программы носит интегрированный характер, выполняя главную задачу предмета – освоение обучающимися практических умений. Старший дошкольный возраст является благоприятным для формирования практически всего спектра двигательных способностей.
Значимость программы для региона: значимость программы актуальна повсеместно, вне зависимости от региона. Дети должны развиваться как умственно, так и физически, если целью ставится воспитание позитивно социализированного дошкольника с высоким уровнем личностного развития: достаточно коммуникативного, всесторонне-развитого, уверенного в себе, готового к обучению в школе.
Отличительные особенности программы:
Проанализировав программы обучения по художественно-эстетическому и физическому направлений развития дошкольников были приняты к использованию и планированию следующие программы: «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, «Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, «Учите детей танцевать» Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.
В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально- ритмическая гимнастика.
• Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.
• Эффективность - в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.
• Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.
Новизна: данной программы заключается в интеграции таких направлений, как ритмика, музыка, пластика, сценическое движение. Содержание тем адаптировано для дошкольного возраста.
Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 3 до 7 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым. Количество детей в группе - 15 человек, количество групп – 2.
Объем программы: 288 занятий (108 часов)
Срок освоения: 144 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года)
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Особенности организации образовательного процесса: форма реализации образовательной программы – традиционная, с использованием интерактивной формы; организационные формы обучения: групповые, в группах одного возраста.
Режим занятий: два раза в неделю по 15 минут – младшая группа для детей 3-4 лет, 20 минут – средняя группа для детей 4-5 лет, 25 минут – старшая группа для детей 5-6 лет, 30 минут – подготовительная к школе группа для детей 6-7 лет.
Цель программы - содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя - все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.
Задачи:
Обучающие:
-способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
-формировать правильную осанку;
-содействовать профилактике плоскостопья;
-содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
-формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.
-содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;
-формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;
Развивающие:
-развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
-развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;
Воспитательные:
-воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях; развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.
Основные принципы обучения:
- принцип поощрения - обязательно использовать различные средства похвалы, как вербальные, так и невербальные. Формировать положительную самооценку у ребенка, развивать уверенность в себе;
- принцип наглядности - реализуется путём использования различных видов наглядности, например: пример педагога, фото и видеофрагменты, иллюстрации, карточки. Использование вариативных форм наглядности мобилизует психическую активность детей, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения;
- принцип системности: первое занятие – показ. Второе занятие – закрепление. Последующие занятия – самостоятельное повторение, импровизация;
- принцип доступности обучения - отбор содержания обучения и методов обучения в соответствии возрастным особенностям дошкольников, уровню их развития и индивидуальным особенностям;
- принцип положительного эмоционального фона обучения – выражается путем создания атмосферы максимального раскрепощения, при которой ребенок признается полноценным участником образовательной деятельности;
- принцип игровой основы обучения - придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
Планируемые результаты освоения Программы:
Личностные результаты характеризуются проявлением:
- инициативности,
- сообразительности,
- осознанности,
- нравственных, эстетических, познавательных чувств;
- опоры на собственный опыт,
- доброжелательности.
Метапредметные результаты
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей дошкольника;
- развитие коммуникативных способностей дошкольника,
- расширение общего кругозора дошкольника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер дошкольника;
- формирование мотивации к изучению ЗОЖ.
Предметные результаты
- умение ритмично двигаться под музыку;
- умение передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание;
- умение ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения;
- умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
- умение менять движения в соответствии с музыкальными фразами;
- умение исполнять танцевальные движения (поочерёдное выбрасывание ног вперёд в прыжке, приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружении, приседание с выставлением ноги вперёд).
- умение работать в коллективе и в паре;
- умение передавать образы (зверей, птиц, растений) в танце, игре;
- составление образов в танцевальной композиции.
Комплекс организационно-педагогических условий.
- Материально-техническое оборудование
• Дидактический материал в виде цветных плакатов, наборов карточек с иллюстрациями;
• Демонстрационный экран и видеозаписи различной тематики;
• Аудио-центр (аудиомагнитофон) и аудиозаписи различной тематики
- Спортивный инвентарь и оборудование
- Техническое оснащение занятий: просторный светлый зал, современные технические средства
Формы аттестации
Результаты работы танцевальной деятельности оцениваются в разных формах:
• тематических и комплексных занятиях;
• открытых занятий для родителей;
• итоговых занятий;
• различных праздников и концертов.
Методическое обеспечение
Игровой метод обучения придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.
• Раздел «Игроритмика» - специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания, игры.
• Раздел «Игрогимнастика» - строевые, общеразвивающие, акробатические упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
• Раздел «Игротанцы» - танцевальные шаги, хореографические упражнения, народные, бальные, ритмические танцы.
• Раздел «Танцевально-ритмическая гимнастика» - физические упражнения, образно-танцевальные композиции.
• Раздел «Игропластика» - элементы древних гимнастических упражнений и упражнений стретчинга.
• Раздел «Пальчиковая гимнастика» - упражнения с кистями рук и пальцами.
• Раздел «Игровой самомассаж» - упражнения в игровой форме на закаливание и оздоровление детского организма.
• Раздел «Музыкально-подвижные игры» - упражнения на имитацию, подражание, ролевые ситуации, соревнования.
• Раздел «Игры-путешествия» - подвижная деятельность на закрепление умений и навыков.
• Раздел «Креативная гимнастика» - нестандартные упражнения, специальные задания, творческие игры.
Список литературы
1. «Фольклор - музыка - театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.
2. « Са - Фи - Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт - Петербург «Детство - пресс», 2000 г.
3. «Учите детей танцевать» Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника