Умелые ручки
Укажите полное описание.
Программа занятий
-
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
- Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы: художественная
Актуальность
Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится прикладному искусству. Изучение прикладного искусства, работа с природными материалами является одной из наиболее важных задач развития ребёнка в дошкольном детстве. В рамках обучения дошкольников прикладному творчеству важное значение имеет развитие у детей таких качеств, как потребность в творческой деятельности, формирование специальных практических навыков, обогащение опытом декоративного искусства. Работа по программе «Умелые Ручки» предполагает освоение теоретического и практического материала, нацеленного на общее развитие ребёнка и формирование у него умений работать с различными материалами. Кроме того, обучение детей по данной программе развивает мелкую моторику рук, совершенствует эстетические вкусы детей.
Проанализировав программы обучения дошкольников ручному труду, с целью планирования были использованы программы и разработки следующих авторов: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008, И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – Москва: Карапуз-дидактика, 2007, программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Умелые ручки» Оболдиной А.А., г. Саратов, 2009 г.
Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 3 до 7 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым.
Количество детей в группе – 15, количество групп – 2.
Возможно деление детей на подгруппы.
Объем программы: количество занятий - 288, количество часов - 108 (72*15 мин. младшая группа, 72*20 мин. средняя группа, 72*25 мин. старшие группа и 72*30 мин. подготовительные группа).
Срок освоения: 144 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года), всего 4 года.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.
Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет – 15 мин., с детьми 4-5 лет – 20 мин., с детьми 5-6 лет – 25 мин., с детьми 6-7 лет – 30 мин.
Форма обучения: очная
Уровень программы: стартовый (ознакомительный)
Цель программы: содействовать творческому развитию личности детей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять вариативность и нестандартное решение отдельных задач.
2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.
5. Формировать художественный вкус.
Содержание работы по программе:
Программа предусматривает работу по направлениям:
- Работа с пластилином.
- Работа с ниткой.
- Работа с тканью и нитками.
- Работа с природным и бросовым материалом.
-
В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.
Все эти занятия имеют цель:
1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.
2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей по учебным полугодиям. Материальное оснащение занятий кружка «Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.
Используемые материалы:
- Пластилин
- Природный материал (листья, трава, кустарники, мох, хвойные иголки, шишки, пух растений, птичьи перья, репейник, плоды деревьев, кора деревьев, ветки и корни, семена, кукурузные початки, солома, ракушки, овощи, яичная скорлупа).
- Ткани из хлопка и синтетических материалов, нитки, вата (для изготовления тряпичных кукол).
Инструменты и приспособления: ножницы для кроя ткани, мел или остро заточенный карандаш, линейка, кисточки для клея и красок, иголка.
Направления работы по программе
Работа с пластилином.
Пластилинография в детском саду — техника, которая развивает мелкую моторику, воображение и создает благоприятный эмоциональный фон у дошкольников. Что нужно сделать? Разогретый пластилин становится мягче, и можно не только лепить элементы для аппликации, но и размазывать материал по основе, создавая настоящие картины.
Работа с тканью и нитками.
Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой поделки - трудовой подвиг для ребёнка.
Работа с бросовым материалом.
Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.
Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:
- для игр детей;
- для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
- их можно использовать в качестве подарков.
-
Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:
- должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
- тщательно промытым и высушенным;
- доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
-
При работе с бросовым материалом учитывается возрастные особенности детей:
Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.
Работа с природным материалом.
Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.
Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.
В процессе обучения дети осваивают различные способы выполнения поделок:
1. По образцу. Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из ткани или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения .
2. Конструирование по условию. Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу. Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
- По теме. Детям предлагают общую тематику художественных конструкций (« птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
-
Мониторинг развития ребенка
Педагог в течение года последовательно ведет индивидуальную консультативно-диагностическую работу. Результаты диагностики отражаются в диагностической карте и обобщаются в сводной диаграмме. В конце года родители знакомятся с диагностическими данными ребенка.
Диагностическая карта по определению уровня освоения программы
(заполняется и анализируется 2 раза в год: в сентябре и мае)
Ф.И. ребёнка
критерии диагностики
самостоятельность создания предметов и поделок
интерес к художественному и ручному труду
Чувство пропорции
технические умения и навыки
Условные обозначения: «+» - высокий уровень, «/» - средний уровень, «-» - низкий уровень.
Список литературы:
1. Гомозова Ю.Б., Калейдоскоп чудесных ремесел -Академия развития, Академия, К,1998
2. Горичева В. С., Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль: Академия развития, 1998.
3. Гульянц Э.К, Что можно сделать из природного материала - Москва Просвещение,1984
4. Гусева И.В., .Игрушки из соленого теста - Издательский Дом Литера,2011г
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду -М. Совершенство. МИПКРО-Пресс.1999.
5. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009
6. Малышева Н. М.: Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001
7. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009.
8. Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 (Мир вашего ребенка).
9. Давыдова О.В., Шварко Л.И. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»