Умелые ручки

Укажите полное описание.

Программа занятий

  • Пояснительная записка.

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» создана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

    - ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

    - Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 № 729-р «Концепция развития дополнительного образования детей».

    - Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

    - Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

    - Приказ МП РФ от 30.09.2020 № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196».

    - Постановление   Главного   государственного санитарного врача РФ   от   28.09.2020      № 28 «Об   утверждении   санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания   и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

    Направленность программы: художественная

    Актуальность

    Изменения в общественной и экономической сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования. Особая роль в этом процессе отводится прикладному искусству. Изучение прикладного искусства, работа с природными материалами является одной из наиболее важных задач развития ребёнка в дошкольном детстве. В рамках обучения дошкольников прикладному творчеству важное значение имеет развитие  у детей таких качеств, как потребность в творческой деятельности, формирование специальных практических навыков, обогащение опытом декоративного искусства. Работа по программе «Умелые Ручки» предполагает освоение теоретического и практического материала, нацеленного на общее развитие ребёнка и формирование у него умений работать с различными материалами. Кроме того, обучение детей по данной программе развивает мелкую моторику рук, совершенствует эстетические вкусы детей.

    Проанализировав программы обучения дошкольников ручному труду, с целью планирования были использованы программы и разработки следующих авторов: Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Программа и методические рекомендации. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008, И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – Москва: Карапуз-дидактика, 2007, программа по дополнительному образованию воспитанников от 6 лет до 7 лет «Умелые  ручки» Оболдиной А.А., г. Саратов, 2009 г.

    Адресат программы: программа предлагается для освоения дошкольниками от 3 до 7 лет. Набор детей в объединение свободный, может быть разнополым.

    Количество детей в группе – 15, количество групп – 2.

    Возможно деление детей на подгруппы.

    Объем программы:  количество занятий - 288, количество часов - 108 (72*15 мин. младшая группа, 72*20 мин. средняя группа, 72*25 мин. старшие группа и 72*30 мин. подготовительные группа).

    Срок освоения: 144 недели (по 36 недель в рамках одного учебного года),             всего 4 года.

    Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц.

    Продолжительность занятий: с детьми 3-4 лет – 15 мин., с детьми 4-5 лет – 20 мин., с детьми 5-6 лет – 25 мин., с детьми 6-7 лет – 30 мин.

    Форма обучения: очная

    Уровень программы: стартовый (ознакомительный)

    Цель программы: содействовать творческому развитию личности детей.

    Программа предусматривает решение следующих задач:     

    1. Учить способам создания самостоятельных предметов и поделок, поощрять      вариативность и нестандартное решение отдельных задач.

    2. Воспитывать у детей интерес к художественному ручному труду, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая  их творческие способности.

    3. Развивать у детей чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.

    4. Формировать технические умения и навыки в работе с разнообразным материалом, в том числе – нестандартным.

    5.  Формировать художественный вкус.

    Содержание работы по программе:

    Программа предусматривает работу по направлениям:

  • Работа с пластилином.
  • Работа с ниткой.
  • Работа с тканью и нитками.
  • Работа с природным и бросовым материалом.
  • В процессе прохождения программы детям сообщаются новые знания о форме, цвете, величине, пространственных отношениях, о различных свойствах предметов, о вариативности использования природного и бросового материала, пластилина, различных тканей, меха и кожи.

    Все эти занятия имеют цель:

    1. Совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их свободное применение в играх и творческой деятельности.

    2. Развитие у детей воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности. Программа предполагает необходимый учёт техники выполнения работ,  сравнительное диагностирование детей по учебным  полугодиям. Материальное оснащение занятий  кружка «Умелые ручки» соответствует гигиеническим и эстетическим требованиям.

        

    Используемые  материалы:

    -  Пластилин

    - Природный материал (листья, трава, кустарники, мох, хвойные иголки, шишки, пух растений, птичьи перья, репейник, плоды деревьев, кора деревьев, ветки и корни, семена, кукурузные початки, солома, ракушки, овощи, яичная скорлупа).

    - Ткани из хлопка и синтетических материалов, нитки, вата (для изготовления тряпичных кукол).

    Инструменты и приспособления: ножницы для кроя ткани, мел или остро заточенный карандаш, линейка, кисточки для клея и красок, иголка.    

    Направления работы по программе

    Работа с пластилином.

    Пластилинография в детском саду — техника, которая развивает мелкую моторику, воображение и создает благоприятный эмоциональный фон у дошкольников. Что нужно сделать? Разогретый пластилин становится мягче, и можно не только лепить элементы для аппликации, но и размазывать материал по основе, создавая настоящие картины.

     Работа с тканью и нитками.

    Основы шитья: Учиться пользоваться иголкой приходится так  же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать  детей к ручной работе как можно раньше. Это наиболее верный способ научить правильной, даже точной координации движений пальчиков детской руки. Учить надо не спеша, постепенно, как бы играя, предлагать детям новые затеи: пришить что-либо, сшить  простой предмет для подарка. Даже изготовление самой простой   поделки - трудовой подвиг для ребёнка.                                                                                                                                       

    Работа с бросовым материалом.

          Практическая работа с разнообразным бросовым материалом побуждает детей к творчеству, предусматривает развитие навыков ручного труда, конструирования, знакомит с приёмами работы различными инструментами, учит осторожному обращению с ними, способствует развитию координации движений пальцев, развивает мелкую моторику пальцев, воспитывает усидчивость и самостоятельность. Многие из предложенных поделок предполагают использование их в быту, и важным моментом при  их изготовлении является прочность конструкции. Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Некоторые операции требуют приложения усилий, использования наиболее опасных инструментов, особенно в подготовительной стадии, и этот этап работы педагог берёт на себя.                                                                         

    Поделки, включённые в кружковую деятельность, могут иметь разное назначение:

  • для игр детей;
  • для украшения интерьера группы, детского учреждения, дома;
  • их можно использовать в качестве подарков.
  • Так как материал для работы относится к категории бросового, при его подборе предъявляется определённые требования:

  • должен быть безопасным для детей (не токсичным, не вызывать аллергию);
  • тщательно промытым и высушенным;
  • доступным в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться и т. д.)
  • При работе с бросовым материалом  учитывается возрастные особенности детей:

    Если работа требует сложных манипуляций в подготовительной стадии, например  проколоть отверстия нагретым шилом, необходимо, чтобы эту предварительную работу выполнял педагог.

                                                                                                                                                

    Работа с природным материалом.

    Конструирование из природного материала по своему характеру ближе к художественным видам деятельности. Создавая образы, дети не только  их структурно отображают, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, что позволяет говорить о художественной природе этих образов.

    Задача педагога – научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создавать разнообразные художественные образы. Это способствует развитию у детей воображения и творчества, в основе которых  лежит овладение детьми обобщёнными способами построения образа с опорой на наглядность ( природный материал) и имеющиеся у них многоаспектные представления из собственной жизни, сказок, фильмов т. п.

       В процессе обучения дети осваивают различные способы выполнения поделок:

    1. По образцу. Форма организации заключается в том,  что детям предлагают образцы поделок из ткани или  образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения .

    2. Конструирование по условию. Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как  возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.

    3. По замыслу. Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления  их самостоятельности; здесь ребёнок сам решает,  что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными  способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются  в процессе  других форм конструирования – по образцу и по условиям.

  • По теме. Детям предлагают общую тематику  художественных конструкций (« птицы» и т.п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме - актуализация и закрепление знаний и умений.
  • Мониторинг развития ребенка

    Педагог в течение года последовательно ведет индивидуальную консультативно-диагностическую работу. Результаты диагностики отражаются в диагностической карте и обобщаются в сводной диаграмме. В конце года родители знакомятся с диагностическими данными ребенка.

    Диагностическая карта по определению уровня освоения программы

    (заполняется и анализируется 2 раза в год: в сентябре и мае)

    Ф.И. ребёнка

    критерии диагностики

    самостоятельность создания предметов и поделок

    интерес к художественному и ручному труду

    Чувство пропорции

    технические умения и навыки

    Условные обозначения: «+» - высокий уровень, «/» - средний уровень,  «-» - низкий уровень.

    Список литературы:

    1. Гомозова  Ю.Б., Калейдоскоп чудесных ремесел -Академия развития, Академия, К,1998

    2.  Горичева В. С., Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. –  Ярославль: Академия развития, 1998.

    3. Гульянц Э.К, Что можно сделать из природного материала - Москва Просвещение,1984

    4. Гусева И.В., .Игрушки из соленого теста - Издательский Дом Литера,2011г

     4.  Куцакова Л.В.   Конструирование и ручной труд в детском саду -М. Совершенство. МИПКРО-Пресс.1999.

     5.  Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009

    6. Малышева Н. М.: Сказочные поделки - АСТ – ПРЕСС, 2001

    7. Новикова И.В. Конструирование из бумаги в детском саду. Издательство: Академия Развития, 2009.

    8. Кузнецова С.В., Рудакова Е.Б. Мастерим с детьми: поделки из природных материалов.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 (Мир вашего ребенка).

    9. Давыдова О.В., Шварко Л.И. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-методическое пособие.-СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2011.

          

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie